Федеральная таможенная служба и Россельхознадзор все-таки подчинились требованиям ФАС. Пограничный фитосанитарный контроль для автомобилей (то есть, поиск в иномарках насекомых и фрагментов растений) прекращен.
Вся история с поиском насекомых – от его начала и до конца – происходила в течение этого года. 15 июля Россельхозназдор издал новый перечень подкарантинной продукции и товаров, подлежащих контролю. В перечень попали все типы легковых и грузовых автомобилей, тракторы, а также спецтехника (почему-то только некоторые ее виды). Проверки, согласно процедуре, проводились дважды: при пересечении границы, а также в конечном пункте следования. Процедура проще некуда: визуальный осмотр, а если инспектора что-то смутит – задержание товара дней на двадцать. Возможно также лабораторная проверка.
В 2007-2008 годах, как заявляли тогда в Россельхознадзоре, было выявлено 4290 единиц техники, содержащей «биологические материалы и почву, насекомых в живом и мертвом виде». При этом в 14 случаях речь шла об опасных вредителях: азиатской хлопковой совке, американской белой бабочке, непарном шелкопряде и японском жуке. Ввод контроля осуществлялся согласно закону «О карантине растений».
Поставщики подержанных иномарок тогда же выразили опасение, фитосанитарный контроль станет очередной рогаткой на пути импорта в Россию автомобилей б/у.
15 августа в дело вмешалась Федеральная антимонопольная служба. ФАС обнаружила в действиях Россельхознадзора и ФТС нарушение статьи 15.1.2 закона «О защите конкуренции». То есть, чинит «необоснованное препятствование» деятельности хозяйствующих субъектов. Карантин растений, судя по всему, за основание пройти не мог, и поэтому 20 сентября контроль должны были прекратить.
Однако его не прекратили. 21 сентября Таможня и Россельхознадзор заявили, что не получали никакого решения от ФАС. При этом Россельхознадроз очень хотел посмотреть список претензий антимонопольщиков, и уже тогда определиться, прекращать контроль или нет.
Впрочем, ФАС ждала подтверждения в десятидневный срок, в противном случае обещая штрафы и дисквалификацию тех, кто подписывал перечень. В результате был выдержан именно десятидневный срок, ни больше ни меньше. 1 октября Россельхознадзор и ФТС заявили о прекращении фитосанитарных проверок автотранспорта на границе.